Советы психолога родителям в период самоизоляции
В ноябре колледжи перешли на дистанционный формат обучения. Сама идея удаленного обучения не нова и уже давно используется, например, вузами. Из-за ситуации с коронавирусом эта технология теперь применяется в масштабах всей страны.
Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей подростка и привести к излишнему напряжению и стрессу. Опыт родителей из других стран показывает, что требуется некоторое время на адаптацию к режиму изоляции, и это нормальный процесс. Родителям и близким подростка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние подростка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких).
Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от образовательной организации по организации дистанционного обучения студентов. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации колледжа. Колледжу также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении.
Находитесь в постоянном диалоге с классным руководителем, анализируйте обратную связь, если необходимо, обращайтесь за помощью к зав.отделением. Поддержите преподавателей. Не давайте ребенку повода оправдать собственную неорганизованность трудностями дистанционного формата обучения, переложить ответственность на преподавателей, опустить руки. Старайтесь в разговоре с ребенком находить положительные стороны дистанционного обучения.
Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя. Если у ребенка возникают трудности с организацией дистанционной работы (забыл или потерял пароль, преподаватель не проверил работу и т.п.), постарайтесь объяснить ему, что он должен проявить самостоятельность в решении этой проблемы, не торопитесь помогать ему. Пусть он поверить в свои силы, и, если это необходимо, разработайте вместе стратегию достижения результата. Помните, что ведущая роль в подобной работе и ответственность за неё принадлежит ему. Каждого из нас формирует то, что мы делаем сами. Конечно, нужно проконтролировать, изменилась ли ситуация. Если и у Вас появились вопросы - задавайте их классному руководителю и зав.отделением до тех пор, пока не получите удовлетворяющий вас ответ.
Поддерживайте уверенность подростка в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у него есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у своего ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя.
Не всегда результаты обучения радуют. Научите подростка не бояться собственных ошибок и относиться к ним как к, возможно, не самому приятному, опыту для последующего анализа. Банальное выражение «не ошибается только тот, кто ничего не делает» помогает это осознать. Желательно показать опыт «падений и взлётов» на примерах из собственной жизни и жизни других значимых для ребёнка людей, а не на постоянном проговаривании и бесконечном «разборе его полётов». Если Вы начинаете застревать на анализе проблем и перспектив их разрешения, то ситуация дома станет похожей на непрерывное производственное совещание.
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Рассчитывая на помощь родителей, подростки сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш ребенок уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
Самое главное, будьте позитивными! Сохраняйте чувство юмора и пытайтесь передать ребёнку хотя бы небольшую часть своего оптимизма. Это временный период он необходим для сохранения здоровья всех нас!
Советы психолога родителям:
1 Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
2 Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
3 Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
4 Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
5 Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.