Теплый диалог
Один из неприятных уроков, которые мы усваиваем в жизни, такой: люди, и даже самые близкие из них, не спешат вести себя так, как нам хочется.
Иногда мы не можем понять поведение другого человека, а ближнее окружение, в свою очередь, не всегда понимает нас. Чтобы наши взаимоотношения с людьми были теплыми и комфортными, мы можем пробовать выстраивать с ними конструктивный, то есть полезный и плодотворный диалог.
Как его выстраивать?
Воспользуйтесь следующей схемой: Факты – Эмоции – Потребность – Просьба
Проанализируйте проблему, которая постоянно вызывает у вас напряжение по следующим пунктам:
- факты – что происходит?
- эмоции – какие эмоции это у меня вызывает?
- потребность – какие мои потребности в связи с этой ситуацией не удовлетворяются?
- просьба – какого поведения я хотел бы от человека?
Ситуация 1: родители постоянно напоминают вам об учебе, несделанных уроках и прочее, и вы чувствуете, что от этих напоминаний у вас пропадает любая мотивация на учебу.
Факты – родители постоянно заставляют думать об учебе.
Эмоции – раздражение, обида, волнение.
Потребность – в свободе действий, самостоятельном распределении своего времени.
Просьба – не напоминать об учебе.
Возможная формулировка: Мама/Папа, я не хочу тебя/вас обидеть, при этом мне очень важно тебе/вам кое-что сказать: когда ты/вы часто напоминаете мне о том, что мне нужно садиться за уроки и сдавать долги, я чувствую раздражение, обиду и волнение, у меня создается ощущение, что я учусь ради вас, а не ради себя. Я хочу сам нести ответственность за свою учебу, сам организовывать процесс выполнения домашнего задания. Пожалуйста, доверьтесь мне и напоминайте об учебе не чаще раза в неделю.
Это примерная формулировка, вы можете ее скорректировать. Главное, это четко и спокойно сказать о своих чувствах и переживаниях и мягко попросить близких изменить свое поведение.
Ситуация 2: подруга/друг часто берет твою одежду, чтобы пойти в ней в колледж или на прогулку. Тебе это не нравится, ты хочешь, чтобы твои вещи были только твоими и носил/а их только ты.
Факты – подруга/друг постоянно носит твои вещи.
Эмоции – раздражение, смущение.
Потребность – иметь свои личные, никому больше не принадлежащие вещи.
Просьба – не носить больше твои вещи.
Возможная формулировка: Имя подруги/друга, я не хочу тебя обидеть, при этом мне очень важно тебе кое-что сказать. Раньше я был/а не против, что ты носил/а мои вещи, но сейчас я чувствую по этому поводу раздражение и смущение, мне бы хотелось, чтобы мои вещи принадлежали только мне и носил/а их только я. Я отношусь к тебе также, как и раньше, даже лучше, при этом я прошу тебя больше не носить мои вещи.
Прямо сейчас разберите одну из актуальных для вас проблем по схеме: факты-эмоции-потребность-просьба и сформулируйте свое обращение.
Конечно, вы можете столкнуться с контраргументами, ведь человек, к которому вы обращаетесь, давно сформировал собственную позицию на предмет вашего общения. Этого не нужно опасаться. Это и есть диалог. Ваша цель – донести информацию до человека о своих чувствах и желаниях. Еще вы можете мягко повторить основные моменты вашей просьбы (эмоции и потребность) и сказать, что это действительно важно для вас.
Пробуйте, экспериментируйте, подбирайте слова, общайтесь честно и открыто. Построение отношений с каждым человеком, будь то одногруппник, учитель, друг, родственник – это маленькое приключение. От того бывает так сложно и интересно.