Как выйти из пустоты: студентам во время самоизоляции
«После того, как я удовлетворю свои наиболее насущные потребности в воздухе, воде и пище… я стремлюсь облегчить свое безнадежное одиночество» (Джон Ховард)
В процессе обыденных встреч, разговоров, ситуаций и дел мы и не замечаем, в какое многообразное количество контактов вступаем в течение дня: по дороге в колледж уступил место в автобусе женщине с ребенком, не задумываясь поздоровался с охранником на входе, общался с преподавателями и одногруппниками, встретился вечером с друзьями, обсудил прошедший день с родителями, поспорил с приятелями в процессе прохождения очередного уровня в видеоигре по сети и т.д. и т.п. Мы редко задумываемся о том, что являемся неотъемлемой частью окружающего мира и, более того, оказываемся частью реальности других людей.
Мы влияем на настроение других людей, наше присутствие где-либо изменяет ситуацию: мы несем свою энергетику, привносим свои мысли и переживания. Мы влияем на мир. А мир? Он влияет на нас! Социальное окружение вовлекает нас в беспрерывное движение смены настроения, деятельности и впечатлений.
Что же происходит со всем этим в периоды обязательной самоизоляции?
Вынужденная перестройка на всех уровнях: физическом, когнитивном и эмоциональном. В этот период мы можем испытывать естественное напряжение как нормальную реакцию на изменение внешних условий. Могут возникнуть такие проблемы, как: чувство одиночества, ощущение оторванности от мира; острая нехватка живого общения; огорчение от отсутствия смены обстановки; недостаток прогулок, нахождения на свежем воздухе; лень, уныние, отсутствие желания делать хоть что-нибудь. Дополните сами.
Деструктивными будут такие реакции, как: слишком долгий сон, переедание, постоянный просмотр ТВ, развлекательных видео, ленты социальных сетей, «пропадание» в видеоиграх, прокрастинация. Так реагирует психика на стресс, но поддаться такой реакции – словно притвориться маленьким ребенком, который разбил чашку и закрыл лицо ладошками, предполагая, что раз он не видит проблемы, то ее и нет.
Конструктивными способами борьбы с подобными состояниями будут:
И многое другое. Можно соединить несколько направлений вместе.
Занятие творчеством помогает снять стресс и напряжение, избавиться от негативных переживаний, познать себя и повысить свою самооценку, обрести душевное равновесия. Делайте это в первую очередь для себя, но если захочется - поделитесь результатом с близкими.
Что еще может помочь?
Не бояться, а стремиться быть субъектом образовательного процесса. Вы можете влиять на учебный процесс, можете проявлять инициативу. В периоды нехватки естественного ежедневного общения, мы можем использовать то, что нам доступно. Например, на время заменить индивидуальные задания постоянной работой в группах или в парах. На лекциях стремиться не только слушать, но участвовать в обсуждении темы. Многие преподаватели одобрят вашу активность.
Внутренний мир каждого человека создается не сам по себе, напротив, он всегда связан с внешними событиями, на которые мы реагируем, формируя свое отношение к ситуации и к себе внутри этой ситуации. Потому иногда бывает трудно примириться с происходящим. Вот только обстоятельства часто сменяют друг друга, но на каждом из нас всегда лежит ответственность за собственное душевное благополучие.
Сделайте, пожалуйста, кое-что: позаботьтесь о себе и не оставляйте свою энергию под грузом бесполезно потраченного времени, лени и скуки!