Советы психолога: управление временем

Со­ве­ты пси­хо­ло­га: управ­ле­ние вре­ме­нем

Всё но­вое, как пра­ви­ло, сна­ча­ла вы­зы­ва­ет у че­ло­ве­ка от­тор­же­ние, осо­бен­но ес­ли пе­ре­ме­ны ка­са­ют­ся при­выч­но­го укла­да жиз­ни и на­сту­па­ют в экс­трен­ных усло­ви­ях. К при­ме­ру, в пе­ри­од пан­де­мии – пе­ре­ход на ди­стан­ци­он­ное обу­че­ние. Со­глас­но ме­то­ду аме­ри­кан­ско­го пси­хи­ат­ра Эли­за­бет Росс, че­ло­век, столк­нув­шись с чем-то но­вым, про­хо­дит несколь­ко ста­дий: от­ри­ца­ния, гне­ва, тор­га с са­мим со­бой, де­прес­сии и при­ня­тия неиз­беж­но­го.

Сей­час, ко­гда се­местр под­хо­дит к кон­цу, мно­гие сту­ден­ты на­ше­го кол­ле­джа не толь­ко при­ня­ли эту фор­му обу­че­ния, но и счи­та­ют, что ди­стан­ци­он­ное об­ра­зо­ва­ние во мно­гом по­ло­жи­тель­но вли­я­ет на сту­ден­та, по­вы­шая его твор­че­ский и ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал за счет са­мо­ор­га­ни­за­ции, уме­ния вза­и­мо­дей­ство­вать с ком­пью­тер­ной тех­ни­кой и са­мо­сто­я­тель­но при­ни­мать от­вет­ствен­ные ре­ше­ния.

И ес­ли вам ка­жет­ся, что так счи­та­ют от­лич­ни­ки, ко­то­рым уче­ба да­ет­ся лег­ко, вы оши­ба­е­тесь. Про­сто мно­гие ре­бя­та пра­виль­но ор­га­ни­зу­ют свое вре­мя – это ос­нов­ной сек­рет лич­ной эф­фек­тив­но­сти.

Ис­кус­ством управ­ле­ния вре­ме­нем луч­ше овла­деть как мож­но рань­ше. Это по­мо­жет из стан­дарт­ных 24 ча­сов из­влечь как мож­но боль­ше поль­зы.

Один из спо­со­бов – со­кра­тить об­ще­ние с убий­ца­ми вре­ме­ни. Убий­цы вре­ме­ни – это со­ци­аль­ные се­ти и мес­сен­дже­ры, ком­пью­тер­ные и мо­биль­ные иг­ры, те­ле­шоу, раз­го­во­ры «ни о чем» и др.

От­сле­жи­вая лен­ту в со­ци­аль­ных се­тях, про­хо­дя слож­ный уро­вень в иг­ре или на­блю­дая за оче­ред­ной се­ри­ей ре­а­ли­ти-шоу, мож­но неза­мет­но для се­бя «уби­вать» по несколь­ко дра­го­цен­ных ча­сов в день.

Но пол­но­стью от­ка­зать­ся от них слож­но, по­это­му про­ана­ли­зи­руй­те рас­по­ря­док дня и ре­ши­те, сколь­ко вре­ме­ни еже­днев­но мож­но вы­де­лить на эти раз­вле­че­ния без ущер­ба для уче­бы и дру­гих дел.

Ме­тод «Pomodoro» по­мо­га­ет пра­виль­но ор­га­ни­зо­вать вре­мя. Он за­клю­ча­ет­ся в прин­ци­пе «25 ми­нут ра­бо­ты и 5 ми­нут от­ды­ха». Для это­го нуж­но со­ста­вить спи­сок за­дач, рас­по­ло­жить их в по­ряд­ке при­о­ри­тет­но­сти и при­сту­пить к ре­ше­нию са­мой важ­ной. По­сле то­го, как про­шло 25 ми­нут, мож­но сде­лать 5‑минутный пе­ре­рыв. И так даль­ше, по­ка все важ­ные за­да­ния не бу­дут вы­пол­не­ны.

По­ставь­те се­бе жест­кое пра­ви­ло: ес­ли се­ли за­ни­мать­ся – за­ни­май­тесь. Ес­ли бу­де­те от­вле­кать­ся (си­деть в те­ле­фоне, пе­ре­пи­сы­вать­ся с дру­зья­ми), то по­лу­чит­ся, что по­тра­ти­ли вре­мя зря.

Со­хра­ни­те ре­жим неде­ли. Важ­но, что­бы вы­ход­ные оста­ва­лись вы­ход­ны­ми, а буд­ни – ра­бо­чи­ми дня­ми.

За­ни­май­тесь спор­том, на­сколь­ко это воз­мож­но. Сей­час труд­ный пе­ри­од для ор­га­низ­ма. Ба­зо­вые упраж­не­ния по ОФП мож­но вы­пол­нять без ка­ко­го-ли­бо сна­ря­же­ния. Луч­ше, ес­ли по­лу­чит­ся уде­лять фи­зи­че­ским упраж­не­ни­ям пусть и немно­го вре­ме­ни, но каж­дый день – про­дук­тив­ность ра­бо­ты воз­рас­тет.

Бли­зят­ся за­че­ты и эк­за­ме­ны. И для то­го что­бы эмо­ци­о­наль­ное на­пря­же­ние не за­бло­ки­ро­ва­ло ва­шу про­из­во­ди­тель­ность, са­мое вре­мя за­нять­ся управ­ле­ни­ем сво­им вре­ме­нем.