Советы психолога: общение детей и родителей

Со­ве­ты пси­хо­ло­га: об­ще­ние де­тей и ро­ди­те­лей

Все ро­ди­те­ли зна­ют о том, что вос­пи­та­ние – очень труд­ная за­да­ча. Она тре­бу­ет мно­же­ства еже­днев­ных уси­лий, муд­ро­сти и тер­пе­ния. Ино­гда от пе­ре­утом­ле­ния и от­ча­я­ния у ро­ди­те­лей про­сто опус­ка­ют­ся ру­ки. Вол­ну­ясь за бу­ду­щее де­тей, ис­кренне же­лая им сча­стья, иной раз они про­из­но­сят сло­ва, ко­то­рые спо­соб­ны при­чи­нить вред или на­не­сти ду­шев­ные и сер­деч­ные ра­ны, руб­цы от ко­то­рых мо­гут остать­ся на всю жизнь.

Взрос­лея, ре­бе­нок дол­жен на­учить­ся мно­гое под­вер­гать со­мне­нию и ста­вить пси­хо­ло­ги­че­скую за­щи­ту уста­нов­кам и тре­бо­ва­ни­ям окру­жа­ю­щих, ру­ко­вод­ству­ясь соб­ствен­ны­ми же­ла­ни­я­ми и мо­ти­ва­ми. Но он не в со­сто­я­нии по­ста­вить пси­хо­ло­ги­че­ский ба­рьер в от­но­ше­ни­ях с ро­ди­те­ля­ми. По­это­му мно­гое из тех уста­но­вок, ко­то­рые он по­лу­ча­ет от них, в даль­ней­шем опре­де­ля­ет его по­ве­де­ние.

Несо­мнен­но, боль­шая часть ро­ди­тель­ских уста­но­вок по­ло­жи­тель­на и спо­соб­ству­ет бла­го­при­ят­но­му раз­ви­тию лич­но­сти. Это свое­об­раз­ные ин­стру­мен­ты пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты, по­мо­га­ю­щие вы­жить в окру­жа­ю­щем ми­ре. При­ме­ром ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся и пе­ре­да­ва­е­мых из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние по­ло­жи­тель­ных уста­но­вок, охра­ня­ю­щих че­ло­ве­ка, яв­ля­ют­ся по­сло­ви­цы и по­го­вор­ки, сказ­ки и бас­ни с муд­рым смыс­лом, где доб­ро по­беж­да­ет зло, а муд­рость - глу­пость, где важ­ны стой­кость, ве­ра в се­бя и свои си­лы.

За­ду­май­тесь, ува­жа­е­мы ро­ди­те­ли, ка­кие уста­нов­ки вы да­е­те сво­е­му ре­бен­ку, и ка­ко­вы бу­дут по­след­ствия. Не го­во­ри­те ему то­го, че­го вы ему на са­мом де­ле не же­ла­е­те.

Нега­тив­ные уста­нов­ки: «Силь­ные лю­ди не пла­чут», «Ты все­гда, как твой (я) па­па (ма­ма)», «Вот и бу­дешь по жиз­ни мы­кать­ся, как твой па­па (ма­ма)…», «Не бу­дешь слу­шать­ся  за­бо­ле­ешь!», «Сколь­ко сил мы те­бе от­да­ли, а ты…», «Не тво­е­го ума де­ло…», «Не верь ни­ко­му, об­ма­нут!», «Дру­гие – мо­гут, а ты  нет…», «Ты все­гда бу­дешь неудач­ни­ком!», «Ты глу­пый, что ли!», «Бу­дешь так об­щать­ся  один оста­нешь­ся».

Этот спи­сок вы мо­же­те про­дол­жить са­ми, по­ду­май­те, ка­кие уста­нов­ки ме­ша­ют вам жить и не да­вай­те их сво­им де­тям.

По­зи­тив­ные уста­нов­ки: «Ка­кая ма­ма ум­ни­ца! Ка­кой у нас па­па мо­ло­дец!», «Ка­кой ты у ме­ня кра­си­вый», «Ка­кое сча­стье, что ты у нас есть!», «Каж­дый сам вы­би­ра­ет свой путь», «Мы ве­рим в те­бя и по­ни­ма­ем», «Твое мне­ние нам очень ин­те­рес­но», «Вы­би­рай се­бе дру­зей сам…», «Каж­дый мо­жет оши­бать­ся! По­про­буй еще!», «Да­вай я те­бе по­мо­гу…», «Все за­ви­сит от те­бя…», «Я те­бя люб­лю лю­бо­го…», «Что бы ни слу­чи­лось, твой дом – твоя кре­пость», «Рас­ска­жи мне, что с то­бой, без­вы­ход­ных си­ту­а­ций не бы­ва­ет, вме­сте что-нибудь при­ду­ма­ем».

Как ча­сто вы го­во­ри­те де­тям: «Не ме­шай, я сей­час занят(а)…», «Не бе­рись, ес­ли не уме­ешь», «Ты све­дешь ме­ня с ума!», «Без нас ты про­па­дешь».

Все эти «сло­веч­ки» креп­ко за­цеп­ля­ют­ся в под­со­зна­нии, и по­том не удив­ляй­тесь, ес­ли ре­бе­нок от­да­лил­ся от вас, стал скры­тен, недо­вер­чив и неуве­рен в се­бе.

Чув­ства ви­ны и сты­да ни в ко­ей ме­ре не по­мо­гут ва­ше­му ре­бен­ку стать счаст­ли­вым. Не сто­ит пре­вра­щать жизнь в уны­ние, ино­гда ре­бен­ку во­все не нуж­на оцен­ка его по­ве­де­ния и по­ступ­ков, его про­сто на­до успо­ко­ить…

И помни­те, на­ши де­ти нуж­да­ют­ся в на­шей люб­ви в тот мо­мент, ко­гда они в мень­шей сте­пе­ни ее за­слу­жи­ва­ют.