Новость из жизни радиоколледжа

Со­ве­ты пси­хо­ло­га: кон­фликт от­цов и де­тей

Кон­фликт от­цов и де­тей ве­чен как мир.

Гре­че­ский по­эт Ге­си­од (729 год до н.э.) пи­сал: «Я утра­тил вся­кие на­деж­ды от­но­си­тель­но бу­ду­ще­го на­шей стра­ны, ес­ли се­го­дняш­няя мо­ло­дежь зав­тра возь­мет в свои ру­ки браз­ды прав­ле­ния. Ибо эта мо­ло­дежь невы­но­си­ма, невы­дер­жан­на, про­сто ужас­на».

Древ­не­еги­пет­ский муд­рец Ипувер (1700 год до н.э.) го­во­рил: «Наш мир до­стиг кри­ти­че­ской ста­дии. Де­ти боль­ше не слу­ша­ют­ся сво­их ро­ди­те­лей. Ви­ди­мо, ко­нец ми­ра уже не очень да­лек».

Вре­мя, ко­то­рое мы про­во­дим в са­мо­изо­ля­ции, ве­ро­ят­но поз­во­лит нам луч­ше по­нять тех, кто с на­ми ря­дом. Педагог-психолог кол­ле­джа Наталья Юрьевна Зем­цо­ва пред­ла­га­ет к про­чте­нию от­кры­тое пись­мо, ко­то­рое Ми­ха­ил Жва­нец­кий на­пи­сал сво­е­му сы­ну:

«Ко­гда у те­бя бу­дет сын, по­ста­рай­ся быть осто­рож­ным. Бо­юсь, что ты не смо­жешь, но они все­гда дру­гие. Я и ты, ты и он. Ты не су­ме­ешь им ру­ко­во­дить. Пер­вый че­ло­век, ко­то­рый от те­бя пол­но­стью за­ви­сит, а ты не су­ме­ешь им ру­ко­во­дить. В этом, на­вер­ное, за­ло­же­но раз­но­об­ра­зие лю­дей.

Вкла­ды­ва­ешь в него жизнь и с удив­ле­ни­ем ви­дишь, что у него своя. Вка­лы­вал че­ло­век, вка­лы­вал, а тот вы­рос и не хо­чет жить под мыш­кой. Ужас! Про­сит де­нег на то, что мне не нра­вит­ся, тра­тит здо­ро­вье на то, что ему вред­но. Раз­ве я не прав? Раз­ве он не прав? Все вы­рас­та­ют, от­хо­дят и остав­ля­ют са­мых пре­дан­ных на пер­роне. Оста­ет­ся при­жать к ок­ну ва­го­на свое рас­плю­щен­ное ли­цо: «Ну, зво­ни хо­тя бы, сы­нок…»

Ко­гда у те­бя бу­дет сын, по­ста­рай­ся быть осто­рож­ным. Бо­юсь, что ты не смо­жешь, но они все­гда дру­гие. Я и ты, ты и он. Ты не су­ме­ешь им ру­ко­во­дить. Пер­вый че­ло­век, ко­то­рый от те­бя пол­но­стью за­ви­сит, а ты не су­ме­ешь им ру­ко­во­дить. В этом, на­вер­ное за­ло­же­но раз­но­об­ра­зие лю­дей. С этим невоз­мож­но жить. Хо­чет­ся на­ка­зать, за­ста­вить. За­ста­вить мож­но, но луч­ше, ес­ли он, как ты у ме­ня, най­дет свою до­ро­гу. Но ос­нов­ные зна­ния: грам­ма­ти­ку, ма­те­ма­ти­ку, по­ве­де­ние сре­ди лю­дей, он обя­зан су­меть сфор­му­ли­ро­вать. Во-первых, че­го он хо­чет от них, и что он мо­жет дать им вза­мен. Про­сто, что­бы ли­бо по­тре­бо­вать, ли­бо под­чи­нить­ся.

Об­ра­зо­ва­ние по­мо­га­ет тер­петь уни­же­ния. Об­ра­зо­ва­ние по­мо­га­ет пе­ре­но­сить пыт­ки. Об­ра­зо­ва­ние вы­зы­ва­ет ува­же­ние в тюрь­ме. Об­ра­зо­ва­ние – это зна­чит жить. Я не знаю, как это у них по­лу­ча­ет­ся, но об­ра­зо­ван­ный че­ло­век жи­вет на­мно­го доль­ше и луч­ше. Я не ска­зал бы бо­га­че (кста­ти «бо­га­че» пи­шет­ся без «т», а в сло­ве «луч­ше» по­сле «у» идет «ч»). То есть, с удо­воль­стви­ем об­ра­зо­ван­ный жи­вет. Бо­га­тый со­зер­ца­ет, что он по­лу­ча­ет, а об­ра­зо­ван­ный срав­ни­ва­ет то, что ви­дит, с чем-то внут­ри се­бя и не нуж­да­ет­ся в лиш­нем. Ему лег­че про­ник­нуть и по­нять дру­го­го. Об­ра­зо­ван­ный по­ни­ма­ет тем­но­го че­ло­ве­ка, тем­ный не по­ни­ма­ет об­ра­зо­ван­но­го, сы­нок. Тем­ный ни ра­зу в жиз­ни не ска­жет сло­во «опро­вер­же­ние», или «тре­пет­ный», или «вол­ну­ю­щий». Он да­же не ска­жет про­стую фра­зу: «Я с тру­дом пе­ре­жил Ваш отъ­езд, де­вуш­ка». Он, сы­нок, не оста­вит жен­щине вос­по­ми­на­ний. За­по­ми­на­ют­ся не по­це­луи, сы­нок. За­по­ми­на­ют­ся сло­ва. У тем­но­го че­ло­ве­ка неин­те­рес­ное мол­ча­ние. Об­ра­зо­ва­ние – это не па­мять (хо­тя это и па­мять), это не ци­ти­ро­ва­ние про­чи­тан­но­го, это фор­му­ли­ро­ва­ние сво­е­го на ба­зе про­чи­тан­но­го. Да­же неточ­ное ци­ти­ро­ва­ние – уже кое-что свое, но под дру­гой фа­ми­ли­ей.

В су­ма­то­хе, сы­нок, нель­зя те­рять мысль. Мыс­лей не так мно­го. Шу­ток мил­ли­о­ны, мыс­лей – сот­ни, идей – де­сят­ки, за­ко­нов, по ко­то­рым хо­дят лю­ди – еди­ни­цы. Их зна­ют все, все зна­ют од­ну идею тем­но­го че­ло­ве­ка. От него ждут хо­тя бы неболь­шо­го са­мо­об­ра­зо­ва­ния, хо­тя бы впе­чат­ле­ния от про­чи­тан­но­го, толь­ко не от ки­но. Ки­но не рож­да­ет в зри­те­ле мысль. Кни­га же на­учит смыс­лу, си­ле во­ли, ко­гда по­ли­ста­ешь кого-нибудь, или про­чи­та­ешь кого-нибудь. Пусть твой сын бу­дет об­ра­зо­ван­ным. И ди­плом тут ни при чем (кста­ти, он дол­жен знать, что во фра­зе «ни при чем» все сло­ва пи­шут­ся от­дель­но). Все, ма­ма оста­ви­ла нам обед на кухне, по­до­грей се­бе. Я вер­нусь позд­но. Мно­го вы­зо­вов и ма­ло лиф­тов.

По­жми мне ру­ку, я по­шел.

Кста­ти, об­ра­зо­ван­ный счаст­лив в ста­ро­сти».